Мастер-класс «Дед-Мороз» для учащихся детских объединений

255

Мастер-класс «Дед-Мороз»

Подготовила педагог Русовская Виктория Борисовна, МБУДО «ДДТ Ж/д округа», г.Курск.

Данный мастер-класс разработан для учащихся детских объединений. Каждый ребенок – это отдельный мир со своими чувствами, эмоциями и впечатлениями. Чем ярче его жизненные впечатления, тем ярче его воображение. Занятия творчеством помогают ребёнку стать неординарной, развитой личностью.
Представленная методическая разработка создана на основе практического опыта педагога дополнительного образования Русовской В.Б. и предназначена для работы с учащимися детского объединения декоративно-прикладной направленности первого года обучения в возрасте 8-13 лет.

Тема: «Дед-Мороз»
Цель МК: научить учащихся изготавливать ёлочную игрушку Деда-Мороза из ткани и украшать его с помощью бисера, бусин и пайеток.
Задачи:
• познакомить учащихся с техникой изготовления игрушки Деда-Мороза из ткани;
• обучить последовательности действий, использованию методов и приемов в технике шитья «вперёд иголка» и росшиве бисером, применять полученные знания на практике самостоятельно;
• развивать интерес к изготовлению поделки, внимание, усидчивость;
• способствовать эстетическому развитию детей.

Ожидаемые результаты МК:
• овладение приёмами и методами изготовления и росшива бисером игрушки;
• повышение креативности учащихся;
• проявление творческой инициативы, фантазии, мышления.

Методы:
• интерактивный (словесный, наглядный, практический);
• исследовательский (умение самостоятельно распределять работу, выбор действия и его способа, свобода творчества).

Приемы:
• объяснение;
• рассказ;
• беседа с показом практических действий;
• консультация;
• использование наглядности: образцы готовых работ, выполненные педагогом и учащимися д/о;
• схемы поэтапного выполнения работы.
Продолжительность МК: 60 минут.

Структура МК:
1. Организационный момент — 5 мин.
2. Сообщение новых знаний — 10 мин.
3. Практическое применение знаний и умений — 40 мин
4. Рефлексия. Подведение итогов — 5 мин.

Оснащение МК

  • ткань (флис) красного, белого и бежевого цветов,
  • узкая тесьма красного цвета,
  • синтепон,
  • ножницы,
  • бисерные иглы, булавки,
  • красная и белая катушки,
  • игольница, нитковдеватель,
  • бисер, бусины разной величины, пайетки,
  • тканевые салфетки,
  • гелевая ручка,
  • иллюстративный материал.

Ход мастер-класса

1.Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Итак, начинаем наш мастер-класс (педагог представляет себя, свое учреждение).
Сегодня на мастер-классе вы будете делать ёлочную игрушку к волшебному празднику — Новому году. Ему и будет посвящена наша поделка – Дед-Мороз (демонстрация работы педагога).
Тема мастер-класса — «Дед-Мороз».
Цель нашего мастер-класса – научиться изготавливать ёлочную игрушку Деда-Мороза из ткани и расшивать её пайетками, бисером и бусинами.
Я научу вас изготавливать игрушку из ткани в технике шитья «вперёд иголку», украшать её с помощью бисера, бусин и пайеток.
Своими руками сделать игрушку не составляет особого труда. Самое главное для этого — запастись терпением, вниманием и прекрасным настроением. Не секрет, что с каждым годом количество мастеров, которые увлекаются хэнд-мейдом в игрушечной сфере, становится все больше и больше. Это связано не только с желанием иметь уникальную игрушку у себя дома, но и подарить изделие ручной работы друзьям.

2.Сообщение новых знаний

Осталось совсем немного времени до самого волшебного и всеми любимого праздника. А чтобы вы уже почувствовали сказочную атмосферу Нового года, позвольте вам кое-что рассказать…
Традиция украшать елочку в новогодние праздники уходит корнями глубоко в историю и связана с библейской темой. В то время ёлку украшали яблоками, свечами и Вифлиемской звездой на макушке.
До 18 века Новый год на Руси праздновался 1 сентября. Но был перенесен по указу царя Петра Первого на зимнее время, на 1 января. Он же и приказал, чтобы ель стала главным новогодним деревом. В подражание голландцам, Пётр Первый велел украшать ворота и двери домов еловыми ветками. Игрушек на этих ветвях не развешивали, а елки ставили в основном на крышах питейных заведений. Первая же елка, украшенная свечами, игрушками и гирляндами, была установлена в Петербурге в 1852 году — считается, что обычай этот завела супруга императора Николая I Александра Федоровна, родившаяся и выросшая в Пруссии.
Первые елочные украшения были съедобными, но потом стали изготавливаться и более долговечные: золотили еловые шишки, делали бумажные цветы и искусные поделки из ваты.
Когда же стали украшать елку новогодними шарами? По преданию, однажды в Германии выдался неурожай яблок, а ими всегда украшали елку. Тогда жители пришли к стеклодувам с просьбой сделать стеклянные яблоки для праздника. С тех пор шары главные среди елочных украшений. А немецкие мастера-стеклодувы научились делать различные фигурки. Лишь после открытия завода в Клину в период Первой мировой войны игрушки стали более доступными. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили русских мастеров создавать не просто шары, но и бусы, другие украшения.
Украшать же ёлки начали в 1860-1870 гг., повторяя европейскую моду. Елочных игрушек русского производства тогда еще не было, их заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века — было то же самое, что современному россиянину купить машину. Игрушки делали и из картона. Елки украшали красивыми куколками с бумажными лицами, которые приклеивались к телу из кружев, ткани, бисера. Существовали в России и игрушки из ваты. Материал накручивался на проволочный каркас. Так создавались фигурки ангелочков, детей, моряков, клоунов. На елках развешивали и бутафорские фрукты. Их делали из бархата, папье-маше.
Сегодня вы можете купить любые ёлочные игрушки: из проволок и цепочек, всевозможных тканей и мехов, пуха и пера, бумаги, бисера, пайеток, стразов и даже драгоценных металлов и камней. Но самые интересные игрушки — игрушки, сделанные своими руками.
Тихо скрипнет дверь и неслышной походкой к вам в дом войдет самый волшебный, самый красивый, самый таинственный и веселый праздник – Новый год. Каждая новогодняя игрушка — это частичка волшебства, в которое так хочется верить под Новый год! Не забудьте украсить елку игрушками, сделанными своими руками. Ваша ёлка будет самой необыкновенной и красивой.

3.Практическая часть мастер-класса.

— Перед началом работы мы с вами повторим технику безопасности работы с иголкой, булавками и ножницами:
• работай ножницами только на своем рабочем месте;
• клади ножницы кольцами к себе;
• передавай ножницы кольцами вперед;
• не оставляй ножницы открытыми; храни ножницы в чехле лезвиями вниз;
• не подноси к лицу и не играй с ними;
• иглу и булавки храни в игольнице.

А теперь приступаем к работе. Верьте в себя и у вас все получится.
Для изготовления нашей ёлочной игрушки берем весь необходимый материал (фото 1).

Мастер-класс «Дед-Мороз» для учащихся детских объединений

Мастер-класс «Дед-Мороз» для учащихся детских объединений

1. Прикладываем к середине красного треугольника деталь бежевого цвета — это лицо игрушки. Сверху над лицом прикладываем деталь белого цвета – это опушка шапки. Далее иглой с белой ниткой прошиваем опушку вверху и внизу швом «вперёд иголка». Этот шов как пунктирная линия. Сначала игла идёт снизу вверх, а затем сверху вниз, делая небольшие расстояния друг от друга. Чтобы изделие было аккуратным, стежки должны быть одинаковыми и маленькими. В конце шва нить закрепить (фото 2).

Мастер-класс «Дед-Мороз» для учащихся детских объединений

2. Прикладываем к лицу бороду – полукруглую деталь белого цвета. Прошиваем швом «вперёд иголка» верхнюю часть бороды, захватывая деталь лица (фото 3).

Мастер-класс «Дед-Мороз» для учащихся детских объединений

3. Над бородой прикладываем белые усы и прошиваем швом «вперёд иголка» их верхнюю часть (фото 4).

Мастер-класс «Дед-Мороз» для учащихся детских объединений

4. Пришиваем нос (большая бусина) и глаза (чёрный бисер) (фото 5).

Мастер-класс «Дед-Мороз» для учащихся детских объединений

5. Начинаем расшивать бисером, пайетками, бусинами шапку и шубу Деду-Морозу. Создайте свой неповторимый узор. Можно украсить только пайетками, а можно бусинами и бисером. Также можно украсить игрушку в единой цветовой гамме. Наносим узор гелевой ручкой (фото 6).

Мастер-класс «Дед-Мороз» для учащихся детских объединений

— А сейчас давайте прервемся и отдохнем.

Физкультминутка:
Мы капусту рубим, рубим, (Резкие движения кистями рук вверх и вниз).
Мы морковку трём, трём, (Пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).
Мы капусту солим, солим, (Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмём, жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

Продолжаем наш мастер-класс.

6.Складываем два красных треугольника вместе, совмещая все линии. Вкладываем в верхнюю часть петлю из тесьмы. Прошиваем иглой с красной ниткой швом «вперёд иголка» все стороны, оставляя небольшое отверстие. Набиваем через него игрушку синтепоном и зашиваем отверстие (фото 7).

Мастер-класс «Дед-Мороз» для учащихся детских объединений

Наша игрушка готова!

Мастер-класс «Дед-Мороз» для учащихся детских объединений

Вот такие Деды-Морозы получились у наших ребят!

Мастер-класс «Дед-Мороз» для учащихся детских объединений

4.Рефлексия. Подведение итогов.

Посмотрите, какие разные игрушки у вас получились. Каждый украсил Деда-Мороза по-своему, придумал свой узор. Такие чудесные игрушки украсят вашу новогоднюю ёлочку и принесут радость родным и близким.

Рефлексия — прием « Дерево настроения»:

— Дорогие ребята, у вас есть три листика: красный, синий и зеленый. На доске у нас дерево, только без листьев. Я предлагаю вам украсить его листьями. Если вы прикрепите к дереву зеленый листок — это будет означать, что мастер-класс был для вас полезен, вы приобрели новые знания для себя. Если вы прикрепите к дереву красный листик — это означает, что вам было интересно на занятии, но данную технологию вы знали ранее и новых знаний вы не получили. А если вы прикрепите к дереву листик синего цвета — это означает, что у вас не очень хорошее настроение, вам было не интересно на занятии.
— Попробуйте обосновать свой ответ (участники высказываются о проведении мастер-класса).
— Дорогие ребята, мы сегодня с вами хорошо потрудились. У каждого получилась своя неповторимая ёлочная игрушка.
— А теперь давайте похлопаем друг другу за интересную и плодотворную работу. А мне остается только поблагодарить вас за внимание и участие в мастер-классе.

Литература:
1. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения критерии и качества /сост. Н.В.Ширшина – Волгоград: Учитель, 2017.
2. https://www.culture.ru/materials/75642/istoriya-elochnoi-igrushki-v-rossii
3. https://xn—-ftbdbpckhfu5a9k0b.xn--p1ai/ulichnye-iskusstvennye-elki/istoriya-elochnoj-igrushki/

 

Источник: podelki-doma.ru

Комментарии закрыты.